Кастомизация губной гармошки

Если вы только начинаете осваивать такой прекрасный инструмент, как гармоника, то уже наверняка сталкивались в сети интернет с таким понятием как "кастомная губная гармошка" или "кастомизированная гармошка". Данное понятие происходит от английского слова "customization", что в переводе на русский означает настройка, персонализация, улучшение.

Говоря простым обывательским языком, кастомизация гармоники означает улучшение её заводских характеристик. И тут у начинающих сразу же возникает вопрос "- Зачем улучшать гармонику, если она от проверенного годами производителя и на заводе должны были сделать всё идеально?". Дело в том, что кастомизация - это более тонкая обработка материалов в ручном режиме, которую на заводском оборудовании сделать не возможно, либо не имеет смысла из-за огромных трудозатрат или стоимости процесса.

Конечно же на производствах таких брендов, как Seydel, Hohner, Tombo и Suzuki имеются самые современные и точные станки, на которых изготавливаются качественные гармоники для профессиональных музыкантов. Кастомизация же позволяет исправить мелкий брак, который встречается довольно часто, даже у дорогих моделей гармоник, а так же подогнать инструмент под индивидуальный запрос заказчика, что на производстве возможно, но достаточно дорого, да и ждать посылку из-за границы придётся месяцами.

Для чего делается кастомизация?

Как уже упомяналось выше, кастомизация губной гармошки может включать в себя всего две задачи:

  1. Улучшение заводских характеристик инструмента
  2. Подгонка инструмента под требования заказчика

Исходя из этих задач и следует ответ на вопрос "- Для чего нужна кастомизация?". Под улучшением заводских характеристик понимается ручная доработка всех элементов гармоники, тонкая подгонка зазоров между язычками и платой, подгонка стыков крышек с платой для улучшения герметизации и прочее. Кастомизацией обычно занимаются опытные музыканты, которые свой пусть в данное дело начинают с доработки своего личного инструмента. Давайте подробнее рассмотрим эти основные задачи кастомизации и сам процесс для решения каждой из них.

Улучшение заводских характеристик

Под улучшением заводских характеристик гармоники понимается усовершенствование её основных данных, таких как герметичность, качество и громкость звучания, в ощем всё, что влияет на качество звучания и комфорт игры на инструменте. Для решения данной задачи мастер дорабатывает все основные элементы губной гармошки, доводит их до идеала с приминением микроскопа и различного тонкого ручного инструмента. Далее рассмотрим основные элементы гармоники, которые подвергаются улучшению.

Начать можно с крышек гармошки, которые очень часто с завода не плотно прилегают к гребёнке, даже у самых дорогих моделей. И тут существует две причины, либо сами крышки не ровно сделаны, либо платы гармоники имеют изгиб, что разберём позже. Для идеальной герметизации требуется максимально плотное прилегание всей поверхности крышки и даже мелкий заводской недочёт в виде заусенца, металлической крошки или просто небольшогоеё  искревления послужит нарушением герметизации, что приводит к потере воздуха при игре. Такие недочеты можно легко обнаружить не вооруженным глазом, посмотрев на гармонику через просвет лампы. Если имеются мелкие щели, они будут видны через просвет.

Для удаления таких щелей все выступающие части крышки стачиваются (шлифуются) самой мелкой наждачной бумагой на ровной поверхности. Некоторые мастера помимо подгонки крышек к плоскости плат загибают задние края для придания гармонике более объёмного звука и более симпатичного внешнего вида. На некоторых моделях гармошек, с деревянной гребенкой, крепление крышек осуществляется с помощью гвоздиков, которые заменяются винтами, что улучшает силу прижимания крышек к платам с гребенкой, тем самым способствует улучшению герметизации инструмента. Кроме того, гармонику на винтовых креплениях можно легко разбирать для обслуживания (чистки), на креплениях гвоздиками после многократных разборок крышки начинают пошатываться. Это пожалуй, всё что можно сделать с крышками.

Следующим элементом гармоники, который подвергается кастомизации, является гребенка, на которую крепятся платы. У дорогих моделей гармоник платы выполнены монолитно, они не имеют рёбер жесткости и пустот в корпусе, а изготавливаются из куска пластика или металла, если речь не идет о дереве. У гармоник среднего класса гребёнки выполнены в виде пластиковых конструкций выплавленных из массы, они имеют пустые полости внутри и гнутся под механическим воздействием, поэтому менее жёсткие, чем монолитные. Соответственно, мягкие гребёнки, имея меньшую жесткость, не так плотно прижимаются к пластинам и менее герметичны. Если же говорить о деревянных гребенках, то в гармониках среднего класса они могут быть плохо обработанны и иметь свойство впитывать влагу, что приводит к искревлению, вздутию и другим коррозиям, а по итогу - к ухудшению герметизации.

Пластиковые гребёнки, как правило, не дорабатываются, а просто меняются на кастомные, выполненные из прочных монолитным материалов, в том числе и металла. Деревянная гребенка может быть подвергнута ручной шлифовке и дополнительной обработке специальными средствами для предотвращения коррозии и впитывания влаги.

Сами платы с язычками так же подлежат кастомизации, в которую входит шлифовка, если платы гнутые, а так же уменьшение зазоров между краями язычков и прореземи плат. Уменьшение зазоров делается вручную, механическим воздействием на плату, точнее края прорезей, сам язычок не затрагивается. Данные действия мастера производят с применением микроскопа, в который видны мельчайшие зазоры. По окончанию правки плат у язычков выставляют гэпы, т.е. производится стандартная настройка губной гармошки.

Подгонка инструмента под требования заказчика

Данный вид кастомизации предполагает не только все действия по улучшению заводских характеристик инструмента, но и кропотливую работу с язычками плат. Обычно под заказчика дорабатывается тональность гармошки, делается это за счет снятия тонкого слоя металла с каждого язычка с помощью гравировальной машинки или ручного напильника. Мастер снимает тонкий слой и проверяет тональность звучания каждого язычка на тюнере, данная работа очень крапотливая, при малейшей ошибке можно повредить язычок, либо сместить тональность его звучания не в нужную сторону.

В результате такой работы язычки становятся тоньше, звучат в другой тональности и легко работают, чем облегчают игру. На таких язычках легче брать бенды и вообще извлекать звук из гармоники.

Это вся основная информация о кастомизации, которую должен знать каждый начинающий гармонист, ну а если вы хотите вникнуть в процесс подробнее, то поищите блоги мастеров, которых в сети достаточно.

1786