И так, вы воспользовались нашим советом о том, какую губную гармошку купить новичку, приобрели свою первую гармонику и готовы приступить к занятиям, но не знаете с чего начать. Сразу обратим внимание на фразу "первая гармоника" - это не опечатка, потому что ни один харпер не ограничивается одной губной гармошкой. Пройдя обучение вы обязательно купите себе второй и третий инструмент, а может не ограничитесь и этим набором, потому что будет интересно уже не только экспериментировать с различными моделями, но и с тональностями.
Начиная со стандартного "До-мажора" (С), к концу обучения вы начнёте понимать чего хотите от инструмента, вам скорее всего захочется попробовать игру в другой тональности, поэкспериментировать с разными жанрами. Кроме этого, гармоники одной тональности от разных производителей звучат по разному и возможно вам понравится звучание какой-то определённой модели конкретного производителя.
Обучение игре на губной гармошке, как и на любом другом инструменте, необходимо проходить поэтапно - от простого к сложному. Не стоит забегать вперёд и начинать занятия сразу с попыток извлечения бендов или разбора сложных композиций, всё должно быть не спеша и по порядку. Время занятий вы устанавливаете для себя сами, но важно понимать, что именно от него будет зависить скорость вашего обучения.
Чем больше вы будите практиковаться, тем быстрее научитесь играть, пара часов в день - вполне комфортный график. Десяти минутные занятия не дадут должного результата, а слишком длительные послужат лишь переутомлением и потерей интереса к инструменту. Иногда важно делать и не большие перерывы в один - два дня, после которых вы сами ощутите прилив сил и закрепление навыков.
На первых этапах очень важно следить за дыханием и правильным положением инструмента в руке, в дальнейшем это войдет в привычку и будет получаться автоматически. Тренировка чувства ритма - тема, заслуживающая отдельного внимания, формирование привычки отстукивать такт ногой нужно практиковать на первых этапах игры мелодий.
Большинство школ игры на губной гармошке рекомендуют пошаговое обучение, состоящее из трёх основных этапов:
Это та самая последовательность, которой начинающий должен придерживаться, ну а далее уже идёт саморазвитие: подбор композиций, импровизация и изучение различных виртуозных приёмов игры. Нотную грамоту, конечно же, тоже никто не отменял, но обучаться ей или нет - это уже дело каждого.
На данном этапе происходит разбор основных простых аккордов гармоники и практические занятия по их правильному извлечению. Это самые простые упражнения, с которыми справится даже ребёнок, но не стоит пропускать данный этап пока не закрепите в памяти все основные аккорды и не сможете быстро их брать на гармонике.
Аккорды на губной гармошке играются путём извлечения звука сразу из нескольких отверстий на вдох или выдох, отвертия расположены рядом. Октавы на губной гармошке задействуют так же несколько отверстий, но расположенных не рядом, а через два друг от друга, в таких случаях участвует язык, в качестве перекрытия. Метод игры с использованием языка для перекрытия отверстий называется "блокировка языком".
Вторым этапом идёт обучение извлечению одиночных нот, для ежедневной тренировки используется гамма, а так же табулатуры простых композиций. Существует два способа игры одиночными нотами и до того, как играть гамму или композицию, вам необходимо попробовать оба способа и определиться какой вам подходит больше. Научившись попадать в нужные ноты можно переходить к игре более сложных композиций, в которых сочетаются аккорды с одиночными нотами и их перебором.
Для закрепления мастерства игры одиночными нотами существуют различные упражнения, в том числе и игра гаммы, с которой стоит начинать каждое занятие. По итогу прохождения данного этапа вы должны знать, где расположена каждая нота и без труда попадать в них.
Это предпоследний этап обучения, на котором вам предстоит познать мастерские приёмы извлечения звуков из губной гармошки, на профессиональном сленге это называется "гнуть ноты" или извлекать бенды. Говоря простыми словами, бенд - это искуственно искажённый звук ноты или целого аккорда, который придаёт композиции невероятный окрас.
После познания бендов есть куда развиваться и дальше: изучать техники игры известных музыкантов, самостоятельно подбирать мелодии, импровизировать под различные инструменты.
В основном, данные приёмы постигаются уже самостоятельно, но некоторые классические, типа "слайдов" или "октав" необходимо освоить и применять ежедневно на практике. Различные чаггинги, трели и переходы - это всё элементы виртуозной игры на гармонике, которые постигаются после освоения классических приёмов.