Игра аккордов на губной гармошке

Аккорд - это набор из трёх или более нот, звучащих одновременно. Простые аккорды на губной гармошке состоят из нот, расположенных рядом друг с другом, поэтому извлечение данных аккордов не составляет особого труда. Важно запомнить расположение отверстий и оттачивать точность извлечения аккордов в различной последовательности, точно попадая в них.

Аккорды делятся на три вида: мажорные, минорные и септаккорды. Мажорные аккорды звучат ярко и мягко, минорные - мрачно и угрожающе, септаккорды - усредненно, не ярко и не мрачно. Аккорды обычно воспроизводятся в качестве аккомпанемента одним инструментом, а соло играется другим. Поскольку на губной гармошке можно воспроизвести достаточно ограниченное количество аккордов (всего пять), данный инструмент используют для соло, а не аккомпанемента, поэтому аккорды вставляют в само соло умеренно, не большими частями.

Основные аккорды в тональности До-мажор (C)

Поскольку все обучающие статьи и табулатуры у нас предусмотрены для губной гармошки в тональности До (C), то и основные аккорды мы рассмотрим именно для неё.

1. Аккорд До-мажор (C) можно сыграть на гармошке в трёх местах, в нижней, средней и верхней октавах. Данный аккорд играется на выдох в отверстия 1-2-3 (нижняя октава) , 4-5-6 (средняя октава) и 7-8-9 (верхняя октава) .

2. Аккорд Соль-мажор (G) играется на вдох в нижней октаве на отверстиях 1-2-3 и 1-2-3-4 .

3. Аккорд G7 (септаккорд) играется на вдох на отверстиях 2-3-4-5 .

4. Аккорд Ре-минор (D) играется на выдох в средней и высокой октавах, на отверстиях 4-5-6 и 8-9-10 .

5. И последний, пятый аккорд, который можно сыграть на губной гармошке в тональности До (С) - это аккорд Си-минор септаккорд (Bm7 B5), играется он на вдохе, в средней и высокой октавах, на отверстиях 3-4-5-6 и 7-8-9-10 .

Для большей наглядности можно изобразить все базовые аккорды схематично и разбить их на две группы - аккорды на выдох и аккорды на вдох.

Аккорды на выдох

Аккорд До-мажор на губной гармошке

Аккорды на вдох

Аккорды на губной гармошке

Поскольку, как уже упоминалось выше, губная гармошка имеет очень ограниченное количество аккордов, многие харперы при игре используют вместо аккордов арпеджио. Арпеджио - это игра аккорда не сразу всеми его нотами, а каждой ноты по отдельности. Такой подход даёт возможность играть на губной гармошке самые разнообразные "аккорды", которые одним аккордом сыграть просто не возможно. Чтобы играть аккорды арпеджио, которые нельзя взять обычным аккордом на гармошке, необходимо знать из каких нот они состоят. Некоторые сложные аккорды, играемые в арпеджио, могут содержать даже бенды, вместо простых нот.

Техника игры аккордов на губной гармошке

Техника игры аккордов достаточно простая - губная гармошка располагается во рту ровно (без наклона) и ставится в нужном положении, относительно необходимых отверстий. Обычно, при простом положении рта, как раз перекрывается 3-4 отверстия и необходимо просто регулировать горизонтальное положение гармошки, чтобы попадать на нужный аккорд. Положение руки, удерживающей гармошку - стандартное.

Самое сложное для новичка в извлечении аккордов - это понять, правильно ли он взят, поскольку не видно какое количество отверстий задействовано ртом и приходится ориентироваться только на слух. Поэтому на первых этапах тренировок лучше слушать аккорды и пытаться воспроизводить идентичный звук на память. Для того, чтобы взять качественно аккорд, по звуку которого потом ориентироваться, можно пальцами или изолентой закрыть лишние отверстия и произвести чистый аккорд, послушать, как он должен звучать. Для заклеивания отверстий лучше применять именно изоленту, так как она особо не пачкается и легко отклеивается, скотч может оставить на гармошке клей и вы потом будите долго его оттирать. Так же вы можете прослушать записи звучания аккордов на сайте.

Для эффективной тренировки можно составить какую-нибудь табулатуру с чередующимися аккордами, при этом чередования сделать так, чтобы аккорды менялись с вдоха на выдох и с высокой октавы на нижнюю. Другими словами, сделать так, чтобы аккорды находились на расстоянии друг от друга и вы тренировались в их точной постановке с быстрым переходом от одного к другому. После этого можно переходить на плавное извлечение аккордов, т.е. играть аккорды как можно тише, потом с плавным нарастанием громкости к концу звучания.

Для развития в тренировку аккордов нужно подключать какие-нибудь не сложные рифы, например вот такой:

Така-така (1-2-3) вдох
Така-така (1-2-3) выдох
Така-така (1-2-3) вдох
Та-та (1-2-3) выдох

Повторяем это два раза, затем смещаемся вверх по октаве на одно отверстие и проигрываем один раз.

Така-така (2-3-4) вдох
Така-така (2-3-4) выдох
Така-така (2-3-4) вдох
Та-та (2-3-4) выдох

И чередуем проигрыши, в результате чего получаем вот такую простенькую весёлую мелодию:

Во время игры необходимо прямо проговаривать эти "Така-така". Немного потренировавшись вы сами интуитивно поймёте как делать звучание подобных эффектов лучше, а на начальных этапах просто пытайтесь сымитировать данную мелодию и проговаривайте слова. Подобных простых и сложных рифов можно найти в интернете огромное множество, так что ищите и усложняйте упражнения. Вот еще пример одного простенького рифа на одном аккорде для тренировки:

Та-то (1-2-3) вдох
Фи (1-2-3) выдох
Ко-тей-ке-то-та (1-2-3) вдох
Фы (2-3-4) выдох
Тей-ке-то (2-3-4) вдох

В результате получается следующее: 

Уроки игры на губной гармошке начинаются именно с аккордов, поэтому если вы хотите в дальнейшем получить хороший результат от обучения, не пренебрегайте упражнениями с аккордами и пока не будите уверенно их играть, не переходите на следующий этап.

Одна из самых простых мелодий для тренировки игры аккордами - "Милый Андерсон", которая играется по следующей табулатуре:

+(5-6-7) -(5-6-7) +(5-6-7) -(4-5-6)
+(4-5-6) +(3-4-5) +(3-4-5)
-(3-4-5) -(2-3-4) -(2-3-4)
+(3-4-5) +(2-3-4) +(2-3-4)

+(5-6-7) -(5-6-7) +(5-6-7) -(4-5-6)
+(4-5-6) +(3-4-5) +(3-4-5)
-(3-4-5) -(2-3-4) -(2-3-4)

+(2-3-4)