Любая губная гармошка имеет заложенные в неё ноты, т.е. при вдохе и выдохе в каждое отверстие из инструмента извлекается определённый звук (нота). Бенды - это звуки, которые изначально не заложены в инструмент, говоря простыми словами, бенд - это техника искажения ноты до несвойственного ей звучания. В гругах музыкантов, процесс извлечения бенда из какой-либо ноты так же называют изгибанием ноты, существует такое выражение, как "гнуть ноты".
Когда мы вдыхаем или выдыхаем в какое-либо отверстие на губной гармошке, происходит колебание язычка от воздушного потока, в результате чего язычок издаёт звук заложенной в него ноты. В статье об устройстве губной гармошки более подробно рассматривался процесс работы инструмента. Техника бендов представляет собой необычный способ подачи воздушного потока на язычок, с использованием давления, в результате чего звук искажается (понижается) и принимает не обычный интересный оттенок. Бендами можно украсить любую композицию на губной гармошке, придать ей особый характер и стиль, присущий только гармонике.
Бенды на губной гармошке извлекаются как на вдох, так и на выдох. С первого по шестое отверстие, за исключением пятого, извлекаются бенды на вдох. Бенды на выдох можно извлечь с восьмого по десятое отверстие. Не пытайтесь извлечь бенд на вдох с пятого отверстия или на выдох с седьмого, прилагая усилия, по неопытности можно просто сломать язычок гармошки.
Сама техника извлечения бендов заключается в навыке создания вакума в полости рта, при вдохе или выдохе. На данный момент можно найти огромное количество информации с рекомендациями постановки языка, силы вдоха и выдоха и т.п., но исходя из практики большинства гармонистов следует, что техники извлечения бендов обычно учатся самостоятельно, путём тренировок. Если вы будите соблюдать шаги обучения игры на губной гармошке, которые приводились в отдельной статье, то сами собой придёте к бендам, без каких-либо сложностей и чьих-то уроков. Перед тем, как перейти к технике извлечения бендов, вами должна уже быть освоена игра одиночными нотами на гармонике.
Техника извлечения бендов на вдохе из 1,2,3,4 и 6-го отверстий заключается в поднятии корня языка вверх, к нёбу. В качестве эксперимента можете попробовать произнести букву "К" на вдохе, именно такое положение языка потребуется для извлечения бендов. Данное положение языка достигается при зевании, попробуйте взять бенд на первом отверстии, просто зевнув в него. Начинать практику по извлечению бендов на вдох лучше всего с первого отверстия, когда на первом отверстии начнёт получаться, то можно уже переходить к остальным.
Так как камеры в гребёнке уменьшаются в объёме от первого отверстия до десятого и язычки уменьшаются в размере, то и положение языка при игре на разных отверстиях будет немного отличаться. Если при игре бенда на первом отверстии корень языка будет максимально отдалён от зубов и прижат к нёбу, то приближаясь к шемтому отверстию корень языка будет ближе к зубам, но по прежнему прижат к нёбу.
Извлечение бендов на выдохе из 8,9 и 10-го отверстий происходит похожим образом, что и на вдох, т.е. положение языка в полости рта похожее. С помощью ротовой полости создаётся давление на выход и нота гнётся. Во время выдоха могут немного напрягаться щёки, для создания давления. Чтобы извлечь бенд на выдох нужно именно учиться создавать давление с помощью положения языка, не нужно просто сильнее дуть, иначе можете сломать язычок гармошки.
Тренируйтесь и у вас с каждым разом будет получаться всё лучше и лучше, начните с бендов на вдох и после их закрепления и уверенного извлечения переходите на выдох.