Гармоника очень распространённый инструмент для игры блюза и можно сказать с уверенностью, что абсолютно каждый начинающий гармонист мечтает в итоге свободно импровизировать блюзовые мелодии. На самом деле в этом нет ничего сложного, если вы уже умеете уверенно выдувать одиночные ноты, подбирать простенькие мелодии и брать бенды.
Блюзовая импровизация представляет собой произвольный набор нот, которые звучат гармонично между собой и чтобы импровизировать мелодию достаточно знать эти ноты в двух позициях и уверенно передвигаться по ним вперёд и назад, всегда возвращаясь в исходную позицию. Но для этого нужна более серьёзная практика, а в данный момент мы рассмотрим готовые блюзовые рифы, с помощью которых вы так же сможете немного поимпровизировать, меняя их местами. После того, как у вас все рифы будут хорошо получаться, можно будет и перейти на шаг вперёд - к практике блюзовой импровизации. Все примеры звучания риффов воспроизводятся на губнойгармошке тональности До (С), но все они прекрасно звучат и на более низких тональностях, таких как Си-бемоль (Bb), Ля (А) и Соль (G).
Проигрывайте риф сначала медленно, чтобы чётко выдувались все ноты, потом тренируйтесь его проигрывать быстрее, пока не добъётесь качественного не прерывного звучания. В примере вы можете услышать два повторения медленного проигрыша и три быстрого, которого и нужно добиться.
-2 -3 +4 -4 +4 -3 -2
Данный риф проигрывается со средней, умеренной скоростью, а на последнюю ноту делается акцент длительностью звучания. Длительность может быть короткой, а может и очень длинной, в зависимости от того, какого эффекта вы хотите добиться. В примере вы услышите три варианта игры рифа с каждым из последующих длительность звучания последней ноты будет увеличиваться.
-1 +2 -2 -3 -2
В результате можно соединить два рифа в различной последовательности и получить одну блюзовую мелодию, типа такой:
С этим рифом, как и со вторым можно экспериментировать, т.е. делать акцент на окончание, меняя длительность звучания. Прослушайте примеры исполнения, где скорость проигрыша первой части увеличивается, а окончание затягивается. Так же заметьте, что вторая нота в четвёртом отверстии играется с бендом на вдох на пол тона.
-4 -4' -4 -5 +6
Данный риф тоже содержит бенды с вдохом на полный тон и звучит очень приятно, похоже на саксофон, особенно на низкотональных гармониках.
+2 -2" +1 -2" +2
Пятый риф состоит из двух повторяющихся частей и играется без бендов. Как первую так и вторую часть можно чередовать, они обе начинаются и заканчиваются выдохом на втором отверстии, поэтому проблем с их объединением в любом порядке не будет. В качестве примера прослушайте как это звучит. Можно при переходе со второго отверстия на 3 и 4 брать их аккордом, будет звучать интереснее, но надо тренироваться.
Данный риф можно назвать "трелью", которую очень часто можно услышать в блюзовых композициях в качестве вставки между проигрышами. Этот риф играется быстро, но для начала можно тренироваться в медленном темпе. Прослушайте пример, где сначала играется медленно, а потом как и должно быть - быстро. Заметьте, что заканчиваться такая трель должна именно с той ноты, на которую начиналась, не зависимо от длительности её игры.
-4 -5 -4 -5 -4 -5 -4
Ну и седьмой риф, который состоит из четырёх частей, каждую из которых можно использовать как проигрыш или переход. На примере прослушайте как звучат эти проигрыши по отдельности, повторяясь по несколько раз.
Еще больше табов на различные блюзовые композиции вы можете найти в тематическом разделе сайта блюзовые табы для губной гармошки.
А если вы уже научились немного импровизировать, то заходите сразу в минусовки для губной гармошки, где представлены мелодии различных жанров, в том числе и блюз.