Игра одиночными нотами на губной гармошке

Игра одиночными нотами на гармонике является самым важным этапом обучения и на первый взгляд данное занятие начинающим кажется очень сложным. Если брать аккорды очень просто, то как извлекать отдельные ноты новичкам не понятно. Многие изначально думают, что надо как-то сворачивать язык в трубочку или складывать губы в дудочку. На самом деле, всё намного проще и каких-то гимнастических выкрутасов с языком или губами не потребуется.

Главный секрет попадания в отдельные ноты (отверстия) заключается в управлении воздушным потоком, что необходимо тренировать. У некоторых может сразу начать получаться, некоторым необходимо потренироваться, в любом случае, попадание в ноты абсолютно любой человек может освоить за одну неделю, после чего перейти к оттачиванию данного навыка.

Способы извлечения одиночных нот

Существует два эффективных способа извлечения одиночных нот из губной гармошки. Первый способ - это блокировка языком, т.е. с помощью языка регулируется поток воздуха и направляется в нужное отверстие (ноту). Данный способ в любом случае стоит освоить, но так как он достаточно сложен, лучше это делать на последующих этапах, при извлечении бендов и практики сложных аккордов. Для начала лучше всего осваивать второй способ - блокировка губами. Именно блокировка губами новичкам даётся достаточно просто, но может потребовать и не большой гимнастики мышц рта.

Принцип извлечения одиночных нот с помощью блокировки губ схож с обычным свистом, когда вы просто посвистываете образуя ртом округлую форму (именно округлую, а не овальную). Таким же образом выдуваются одиночные ноты на губной гармошке, при этом губы и все мышцы лица должны быть расслаблены, никакого напряжения не требуется. Для упрощения процесса можно немного наклонить гармошку на себя, так получается быстрее. Сама гармоника должна лежать на нижней губе и при перемещении по нотам скользить по ней.

Располагать инструмент следует не на краю губ, а глубже, на слизистой. Верхняя губа так же должна быть расслаблена, а не напряжена, работают только внутренние мышцы рта, просто представьте что вы свистите, не напрягаясь. Расслабьте мышцы лица и не напрягайте губы, положите гармошку на нижнюю губу, при этом губа должна быть немного смочена слюной (не сухая), попробуйте выдуть ноту из одного отверстия не задевая соседние. Если что-то не получается попробуйте менять угол гармошки, наклоняя её немного на себя, примерно на 30-40 градусов, но не очень сильно, чтобы нижняя губа не перекрывала отверстия. Угол в 30-40 градусов - это конечно же просто пример, вы должны сами подобрать подходящий для вас угол наклона, физиология у людей разная. Со временем мышцы губ приспосабливаются и вы уже будите держать гармонику ровно, под 90% к полу.

Блокировка должна производиться именно нижней губой за счет её сужения, но без лишнего напряжения, всё должно быть мягко и расслабленно. Кладя инструмент в рот, сделайте губами округлую форму, как при свисте (не овальную). В дальнейшем вы придёте к тому, что будите располагать гармошку глубоко во рту и спокойно попадать в нужные ноты, но для этого необходимы регулярные тренировки и результат не заставит себя ждать.

Извлечение одиночной ноты лучше начинать с четвёртого отверстия, на выдохе - это нота "До" (начало гаммы). Тренируйте попадание на вдох и выдох, пока не начнёт получаться чистый звук, без задевания соседних нот (отверстий). После того, как вы научитесь извлекать ноты из четвёртого отверстия на вдох и на выдох, можно переходить на остальные отверстия. В качестве тренировки на извлечение одиночных нот подойдёт игра До-мажорной гаммы в последовательном и обратном порядке. Выглядит это так +4 -4 +5 -5 +6 -6 -7 +7 (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До) и соответственно в обратном порядке +7 -7 -6 +6 -5 +5 -4 +4. Как уже говорилось в уроке о правильном дыхании, проигрывая гамму вы можете сразу тренировать и дыхание и попадание в ноты, играя с усилением и затиханием в таком формате.

У начинающих часто бывает, что при тренировки какое-то из отверстий просто не хочет издавать звук, особенно на вдох. Это нормальное явление, часто такая проблема у новичков возникает со вторым или третьим отверстием. Не стоит думать, что ваша гармошка сломана, дело не в ней, а в том, что вы еще не научились правильно выдувать одиночные ноты и мышцы лица еще не привыкли. Попробуйте просто максимально расслабить челюсть или запрокиньте голову назад и воспроизведите звук.

Тренировки и оттачивание навыков

Для того, чтобы отточить навыки извлечения одиночных нот на губной гармошке необходимы ежедневные тренировки, в качестве которых можно разучивать простые мелодии по табулатурам, но начинать и заканчивать занятие лучше всего с игры гаммы. Ваша задача на первых этапах научиться извлекать одиночные ноты не отрывая гармошку от рта, а перемещая её. Проигрывайте тщательно каждую ноту, не перескакивая и не торопясь. Для тренировок можем вам предложить пару всем известных простых мелодий. Если вы еще не ознакомились с уроком по чтению табулатур, то в данном случае всё просто: цифры обозначают номера отверстий на гармонике, а значки "+" и "-" выдох и вдох.

+6 +5 +5 +6 +5 +5
Маленькой ёлочке

+6 -5 +5 -4 +4
холодно зимой,

-6 +7 -6 +6 +5 +5
из лесу ёлочку

+6 -5 +5 -4 +4
взяли мы домой.

Ну или еще одно простое произведение:

-5 +5 -4 +4 +6 +6
Жили у бабуси

-5 +5 -4 +4 +6 +6
два весёлых гуся

-5 -6 -6 -5 +5 +6 +6 +5 
Один серый, другой белый,

-4 -5 +5 -4 +4 +4
два весёлых гуся

Чтобы ежедневные тренировки не были скучными вы можете найти множество простых табов для губной гармошки и каждый день играть что-то новое, оттачивая плавность и чёткость воспроизведения каждой ноты, не забывая про дыхание.

Далее, помимо гаммы и простых произведений, для развития чувства инструмента, необходимо играть так называемые рудименты. Рудименты - это последовательность вдохов и выдохов, не зависимо в какой октаве гармоники они производятся. Говоря простыми словами это отличные упражнения, которые позволяют тренировать точность попадания в одиночные ноты и чувство самого инструмента. Одно из упражнений - это движение по октавам вверх и вниз используя вдох, вдох и выдох. Например, начиная с четвёртого отверстия, не останавливая дыхания перемещаемся на пятое и в него же выдыхаем: -4 -5 +5 . Далее перемещаемся на одно отверстие в верх по октаве и -5 -6 +6, затем -6 -7 +7 и так далее. После чего можно идти таким же образом назад: -10 -9 +9, -9 -8 +8 и т.д..

Для усложнения упражнения с рудиментами можно не только играть их на всех отверстиях с низу вверх и обратно, но еще и под разный ритм, используя метроном. Попробуйте поиграть их медленно, быстро, умеренно.

Имеется и еще одно упражнение для новичков, от Ли Оскара и это тот самый случай, когда вроде уже попадаешь в ноты, но попробовав его, что-то не получается. Попробуйте выдуть по нотам следующее:

-3 -3 -3 -3 -3 4 -4
3 -3 4 -3 3

-5 -5 -5 -5 -5
-5 -5 -5 -5 -5
-5 6

Все ноты выдуваются в обычном прирывистом темпе, а последние в затяжном с усилением на окончание.