На какую тональность переходить после С (До)?

Всем новичкам, начинающим осваивать игру на губной гармошке, известно о том, что начинать обучение стоит именно с гармоники в тональности С (До). Об этом говориться во всех учебных пособиях и авторских курсах. Тональность До (С) является универсальной, на ней можно сыграть большинство мелодий, на неё имеется огромное количество табулатур и уроков. Кроме того, гармоника в данной тональности достаточно отзывчивая, из неё легко извлекать как одиночные ноты, так и бенды. После освоения гармоники в тональности До (С) у любого развивающегося гармониста возникает вопрос куда двигаться дальше, какую следующую тональность начать осваивать?

Если вы уже научились обращаться с губной гармошкой С (До), знаете расположение нот, умеете не только играть по табулатурам, но и подбирать мелодии, то наверняка сталкивались с такой проблемой, что какие-то мелодии в данной тональности сыграть просто не возможно, потому что отсутствуют более высокие или более низкие звуки. Именно поэтому существуют гармоники с различными тонами, которые подбираются конкретно под необходимое исполнение, композицию, аккомпонемент с определённым инструментом.

Выбор тональности губной гармошки

Выбор тональности гармоники

Подбор тональности - дело очень индивидуальное, кто-то подбирает тональность под определённый музыкальный жанр, кто-то просто покупает гармонику с понравившейся тональностью звучания, профессиональные же музыканты просто обязаны иметь набор гармоник во всех тональностях. Всего существует семь основных тонов, как и семь нот, при этом одни тоны повышающие, другие понижающие, тональность До (C) является усреднённой, поэтому её и рекомендуют начинающим. Достаточно схожей тональностью является Ре (D), её так же можно использовать начинающим в освоении гармоники, "Ре" на тон выше "До" и звучит очень похоже.

Для подбора следующей тональности, после До (C) вам стоит послушать звучание гармоник во всех тональностях и определиться в целом, для чего вам вообще нужно подобрать гармошку другой тональности. Если просто для дальнейшего развития игры, то прислушайтесь к звучанию и сделайле вывод какие композиции вы больше всего любите исполнять и какой тон в вашем случае подойдет больше. Если же вы подбираете гармонику тональностью под аккомпонемент какому-то конкретному инструменту, например гитаре, то стоит делать выбор именно исходя из того тона в котором исполняются мелодии на гитаре.

Главное, что стоит сразу учитывать при выборе новой тональности - это очень специфическое звучание гармоники в тонах Фа (F) и Си (B). Данные тональности звучат крайне индивидуально и новичкам могут показаться даже раздражающими, поэтому сначала стоит обратить внимание только на Ре (D), Ми (Е), Соль (G) и Ля (A), из которых Ре и Ми являются повышающими тонами, а Соль и Ля понижающими. "Фа" же является очень высоким тоном, который подойдет далеко не для всех композиций, звуки извлекаются на такой гармоники с трудом, а бенды еще сложнее. "Си" - полная противоположность "Фа". Помимо основных тональностей существуют бемоли, диезы и другие, но для начала лучше использовать именно основные. Хотя некоторые преподаватели, в качестве низкой тональности, рекомендуют выбирать после До (C) сразу Си бимоль (Bb), так как у такой гармоники хорошая отзывчивость и приятный низкий звук.

Основные тональности для дальнейшего развития

Каждый из музыкантов или преподавателей могут дать свои советы по переходу на следующую тональность, после До (С), но учтите, что их убеждения основаны исключительно на собственных предпочтениях и опыте. Вы можете самостоятельно определиться и выбрать то, что вам подойдет больше, в идеале конечно иметь все четыре тональности в плюсе к основному До (С). Прослушайте каждую тональность, подумайте какие музыкальные жанры вы чаще всего исполняете, какое звучание вам нравится больше.

Ре (D)

Ми (E)

Соль (G)

Ля (A)

Другие особенности при подборе новой тональности

Помимо выбора самого звучания тона необходимо еще и учитывать модель гармоники для приобретения. Каждая модель гармоники от различных производителей имеет своё индивидуальное звучание и не на каждой из моделей будут хорошо воспроизводиться все тональности. Тут конечно лучше всего делать выбор из популярных моделей губных гармошек, но стоит учитывать особенности каждой из них. Например гармоника Session Steel от Seydel имеет металлические язычки, которыми звук извлекать сложнее, чем латунными или медными. Соответственно, если в тональности До (C) на Session Steel играть достаточно комфортно, то в тональности Ми (E) будет извлекать звуки гораздо сложнее.

Можно конечно принципиально покупать одну модель гармоники в разной тональности, но гораздо интереснее экспериментировать с другими моделями и производителями, поскольку они не только различны по звучанию, но и форме. Таким образом можно опробовать и различные гармоники и пополнить свою коллекцию.